|
| постоянный участник
|
Пост N: 986
Зарегистрирован: 26.03.09
Рейтинг:
1
|
|
Отправлено: 21.05.10 20:18. Заголовок: "Роберто Зукко..
"Роберто Зукко" Спектакль «Роберто Зукко» относится к той категории зрелищ, о которых у моего папы мнение традиционно низкое. Впрочем, это объясняется просто: мой папа ходит в театр развлечься. А здесь нужно подумать. Не могу похвастаться большим количеством увиденных драматических спектаклей, так что и сравнивать особо не с чем. Кроме этого, говоря об этой постановке, нет смысла говорить о сюжете, который по сути отсутствует, о героях, каждый из которых – не личность, а зарисовка человеческих проблем, комплексов и пороков. Весь спектакль, хоть и связан одним героем, но связан как-то не крепко. Каждая сцена – отдельное действие, имеющее своей целью не рассказать историю, а продемонстрировать поведение тех или иных индивидуумов с определено выраженным недостатком или проблемой. Ведь герои – и не герои вовсе. Для того чтобы им быть людьми в полном понимании слова, должно быть какое-то обоснование их действий и их проблем. Здесь этого нет, да и не нужно. Здесь не важно почему. Здесь важно, что это есть. И как это может повлиять на окружающих, даром, что у них свои тараканы в голове и скелеты в шкафу. Главный герой – олицетворение бессмысленной жестокости. Жестокости, которая существует ради жестокости. И здесь даже не важно, что он убивает всех вокруг, кто бы это ни был. Эта жестокость разрушает в первую очередь самого человека. В результате ему уже нечего терять, ведь себя он потерял, превратившись в преступника с непонятными мотивами. Каждый человек живет для чего-то, но этот – уже нет. Его внешняя серость и неприметность как предупреждение. Опаснее всего то, чего не замечаешь. Это как опасная болезнь – пока она не проявится, ее не боишься. Вот и с этим героем так же – он не внушает ни ужаса, ни страха. Может, только отвращение, которое делает его еще незаметнее и прозрачнее. Ведь то, что неприятно, люди стараются не замечать. Прочие герои тоже психи – каждый по-своему. Наверное, ближе всех к Роберто Зукко – брат девушки в исполнении Игоря Балалаева. Тут мы можем видеть всю ту же жестокость. Только здесь она затаенная, которая может прорваться так же, как и у главного героя. А может даже в большей степени, поскольку слишком долго она сдерживалась. Все, все что происходит – это очередная демонстрация безысходности. Того, что, живя в мире людей, мы не замечаем их, их достоинства и недостатки. В этом спектакле убрали достоинства, оставив лишь проблемы и пороки. Порог чувствительности героев странно повышен, они будто не чувствуют. Они – манекены. Призванные продемонстрировать грязь, в которой живут многие. И эти многие, живя в грязи, сами же в нее превращаются. В том или ином проявлении. Все это – жестокость, легкомыслие, надуманное целомудрие, скука, болтливость, затаенная ярость, безразличие – рисуют перед зрителем картину какого-то апокалиптичного даже мира, мира, откуда ушли все цвета, оставив его черно-белым. Здесь есть оттенки, но оттенки серого. И возникает ощущение, что сейчас задохнешься, что вырваться отсюда невозможно. И что ушел последний поезд, и что больше не будет. Во вселенной спектакля нет добра, как нет и зла. Человеческие пороки там появляются просто так, без причин. И нет смысла куда-то бежать, в другом месте будет все то же. Все те же проблемы без решений. Нет смысла чего-то ждать – все равно ничего не изменится. Нет смысла вообще… Если говорить о спектакле в целом, то есть один существенный минус. Для такого спектакля, конечно, многовато актеров. Но если в том же «Киже» в МХТ, где актеров примерно столько же, этого не заметно, то здесь наоборот. Возникает ощущение какого-то мельтешения. Но и все, наверное. Атмосфера в спектакле выдержана достаточно четко, она чувствуется, атмосфера грязи, липкой, противной, от которой не избавишься. Комичные моменты с привкусом горечи тоже удачно дополняют действо. Да, есть некоторые моменты, когда хихикание в зале какое-то ожидаемое и очень предсказуемое, как в случае с реакцией отца девушки на слово «выпью». Но все это вполне вписывается в спектакль. Постоянное таскание Роберто Зукко за собой цепей если вначале и вписывается удачно, то к концу начинает раздражать и кажется лишним. Да, возможно, это показывает, что его темница всегда с ним – в нем самом, но все же… Еще, что не понравилось - слишком многое выражается криком. Это то, чего я совершенно не понимаю и не люблю. Крик отталкивает, а тихий голос порой может навести гораздо больший ужас. произвести больший эффект. Впрочем, это мелочь. И все же. Мне спектакль понравился вполне, заставил задуматься, порассуждать. Но тот же «Киже» (единственный подобного рода, что я видела) гораздо более стилизован, как мне показалось. И более четок что ли… Впрочем, это лишь мои ощущения. Подруга моя, которая ходила исключительно ради Трухменева, осталась недовольна тем, что его мало (хотя мне так и не показалось), да и сам спектакль ее не зацепил, было видно. Что же, каждому свое. Впрочем, я не жалею ни разу, что сходила. Хотя повторять вряд ли есть смысл.
|