Поздновато, конечно, но что-то вдруг захотелось рассказать про свои впечатления от ГМК (пока новый блок не начался
). Приобщиться мне случилось 11 октября, билет был куплен спонтанно, за 15 минут до начала.
Я поставила эксперимент – на спектакль шла совершенно неподготовленной: ни одного фрагмента из мюзикла до этого не слышала, книгу не перечитывала. Хотелось увидеть все «с чистого лица», почувствовать себя беспристрастным зрителем.
Общее впечатление – понравилось. Желание вернуться и рассмотреть действо уже более подробно возникло на следующий же день.
Музыка хороша! Где-то было сказано, что в спектакле нет хитов, музыка с первого раза не запоминается. Не соглашусь. У меня лично сходу засели в памяти: тема бала, песенка Гайде, «Молчи, душа».
Впечатлили декорации: красиво и изобретательно.
Балет великолепен! Для меня он уже стал своеобразной «фишкой» мюзиклов, идущих в МТО. Смотреть на работу этих танцоров – настоящее наслаждение.
Как ни странно, первый акт мне понравился больше – он выглядел более стройным, логичным и понятным. С точки зрения сценографии, в нем было больше интересных решений: понравилась общая картинка в «Марселе», сцена допроса и заключения Дантеса, «Мне холодно». Освобождение Эдмона так и вовсе заставило ахнуть, как и положено. А вот ко второму акту, такое ощущение, что фантазия режиссера иссякла. Да и само повествование показалось мне более скомканным и перегруженным сюжетными линиями, поскольку во втором акте довольно резко возникают темы Эрмины, Вильфора и Бендетто, Фернана и Гайде. Мне кажется, было бы правильней, если бы все эти «ружья» были «развешены» (или хоть как-то обозначены) еще в первом акте.
Если говорить о наиболее запомнившихся персонажах и исполнителях, то впечатления такие.
Эдмон – Балалаев. С учетом того, что Дантес – ключевой персонаж спектакля, которому отдано минимум процентов 60 сценического времени, хотелось, чтобы он был не просто хорош, но разил наповал, не отпускал от себя внимание ни на секунду. Но… Мне все время чего-то не хватало. В образе влюбленного капитана недоставало легкости и… романтического флёра, обаяния, что ли. Чего-то такого, что позволило бы проникнуться к этому герою до глубины души. В результате мое сочувствие к Эдмону шло скорее не от сердца, а от разума – от самого понимания, что невиновный человек был оклеветан и брошен в тюрьму.
А вот в роли графа Игорь выглядел гораздо органичней – этот костюм, грим и образ в целом ему, бесспорно, очень идет. Да и особый, чуть глуховатый тембр пришелся очень кстати. Ключевые номера были исполнены блестяще: «Мне холодно», «Молчи, душа», финальная ария – просто дух захватывало. Запомнилась великолепно поданная фраза про «эту сказочку». Но между этими эмоциональными всплесками – какая-то пустота, словно все силы, вся энергетика актера уходила на сольные выходы. Я специально старалась наблюдать за графом на балу – ведь это очень благодатный момент для того, чтобы показать "второй план" своего героя, приоткрыть то живое, что осталось в нем и скрыто под маской Монте-Кристо. Просто на уровне глаз, благо граф практически все время находится в луче света лицом к залу. Хотелось считать его внутреннюю реакцию на происходящее, на жестокость, творящуюся теперь уже его руками. Но… Все время лишь спокойный, расслабленный взгляд, мечтательная полуулыбка. Словно это не есть ключевой момент его жизни, к которому он стремился столько лет. Такие эмоциональные провалы несколько разочаровали.
Впрочем, это лишь только самое начало, первый блок. Думаю, если Игорь будет продолжать работу над ролью, дальше будет только лучше.
Кто понравился безоговорочно, так это главные злодеи.
Фернан – Новиков. Все было точно и правильно. Законченный образ законченного негодяя. Абсолютный триумф эгоизма: я хочу так, и будет по-моему, любыми средствами! Было интересно наблюдать за трансформацией этого молодого человека – от отвергнутого и оскорбленного в своих чувствах влюбленного в «Прошу тебя, не торопись» до хладнокровного убийцы, для которого предать и продать стало нормой достижения цели по жизни. Великолепно выдержана сцена разоблачения с Гайде – ни один мускул не дрогнул. Вместо раскаяния – холодный смех в лицо толпе. Да, все рухнуло, но ничто и никто не заставит его унизиться. Он мерзавец, но он умеет проигрывать.
Вильфор – Маракулин. Ну, во-первых: голос! Сто раз уже было сказано на эту тему, но я все равно скажу (в сто первый), т.к. голоса Александра до этого не слышала уже давно: это по-прежнему что-то невероятное! Потрясающей красоты тембр, сила и мощь – на фоне других выделяется моментально, словно вспышка яркого света в темноте, цепляет с первого же слова (сразу как-то вспомнилось самое первое знакомство с НДП). Очень жаль, что у Вильфора так мало вокальных номеров, и просто спасение, что есть хотя бы достаточное количество реплик. Этот голос хочется слушать и слушать.
Во-вторых, энергетика и актерское мастерство. За что люблю Маракулина, так это за то, что у него не бывает проходных фраз – за каждой, даже самой нейтральной, стоит живая эмоция. Каждый поступок пропущен через себя и имеет свои резоны. В результате Вильфор получился очень понятным, естественным и… не лишенным обаяния. Действительно, образцовый карьерист, каких сейчас великое множество. Не кровожадный злодей и не фанатичный ревнитель закона – карьера важна ему как способ прорваться на вершину общества. А что Дантес попался под ноги и грозит поставить под удар – пардон, ничего личного, но кто мне дороже – ты или я? (ответа не требуется). Невероятно понравился в сцене допроса. Как моментально снесло всю великодушную веселость и самолюбование, когда услышал имя Нуартье. Как изо всех сил старался «держать лицо», забирая письмо и «закругляя» допрос. Какой всплеск эмоций последовал после, когда остался один! Ну и «О, Господи!», конечно – просто феноменальный напор, после которого раздались первые «браво», а зал словно отмер и стал как-то живее реагировать на происходящее.
В целом же, получившийся в моем сознании перекос в симпатиях в сторону отрицательных персонажей сделал черное дело – второго акта и расправы графа над врагами я ожидала с некоторым содроганием. А когда еще под ударом оказались милые, светлые во всех смыслах детки Фернана и Вильфора (Постоленко и Гученкова), стало совсем не по себе…
Сцена сумасшествия оставила неоднозначное впечатление. Нет, безусловно, сам переход от пожилого, но преисполненного достоинства господина к жалкому, раздавленному старику произвел шокирующее впечатление. А последующее зверство толпы и вовсе заставило содрогнуться до глубины души. Но для меня остался неразрешенным главный вопрос – что же на самом деле так убило Вильфора? Тот факт, что он случайно закопал живого ребенка (и он действительно был уверен, что младенец не дышал)? Или перед нами все же хладнокровный детоубийца, для которого ударом стало лишь то, что неприглядная история вскрылась и его имя запятнано? К сожалению, во время рассказа Бертуччо и в сам момент разоблачения увидеть лицо Вильфора было невозможно – он находился в стороне, вне света. Иначе, думаю, ответ можно было бы легко прочитать.
Кто еще запомнился и понравился: Валентина и Альбер (как-то тепло становилось от каждого их появления, просто «лучи света в темном царстве»), безусловно, Гайде-Савельева (роль одной песни, но все было сделано здорово и ярко), Фариа-Шляхтов (на его появлении время словно замерло, стало каким-то вязким и тягучим, но оторваться при этом от сбивчивого монолога старика было невозможно), пластика и прыжки Бабенко (ну, в этом он мастер ;)).
По окончании спектакля было какое-то опустошение – все-таки окончился он на ноте «все плохо», а какой-то бодрящей, внушающей оптимизм точки, которая помогла бы снять это гнетущее чувство, не было. Наверное, стоит сделать поклоны в «Графе» менее скомканными, в стиле НДП или R&J, которые всегда помогали покидать театр с зарядом позитива.
А в целом, повторюсь, спектакль понравился. Всем знакомым уже рекомендую его как продолжателя традиций НДП.
Ну и сама приду еще.
P.S. Поразило то, что не удалось купить программку!
При всем моем желании это сделать. Ну да, возможно, я не показала должной прыти, но все равно у меня такое впервые. Видимо, под конец блока программочные запасы оскудели. Впрочем, я не огорчаюсь, раз дальше обещают полноценные буклеты.
ГМК 7